Хайек (Hayek) Фридрих Август фон (1899 - 1992)
Английский экономист, философ. Родился 8 мая 1899 в Вене, Австрия. 1921 - окончил Венский университет. 1927 - 1931 - директор Австрийского института экономических исследований. Профессор Лондонского (1931 - 1950), Чикагского (1950 - 1962), Фрейбургского университетов (ФРГ, 1962 - 1969). С 1970 - профессор-консультант Зальцбургского университета (Австрия). Работал в Австрии, Великобритании, Германии, США. Представитель экономиского либерализма, развивавший традиции австрийской школы. Подвергал острой критике идеи и практику социализма. Один из вдохновителей неоконсервативного поворота в экономической политике стран Запада. Рассматривал капитал как вечную категорию, присущую всем общественно-экономическим формациям. 1974 - лауреат Нобелевской премии по экономике (совместно с Гуннаром Мюрдаль) за основополагающие работы по теории денег и экономических колебаний, за глубокий анализ взаимозависимости экономических, общественных и институционных явлений.
Афоризмы, цитаты
Немцы в целом - народ трудолюбивый и дисциплинированный, добросовестный и энергичный до безжалостности, честный и тщательно выполняющий любое дело; у немцев сильно развиты любовь к порядку, чувство долга и повиновение властям; они часто готовы на большие личные жертвы и выказывают незаурядное мужество в случае опасности.
Погоня за прибылью - единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворять потребности тех, кого они вовсе не знают.
Не все хорошие люди - непременно демократы.
Вне сферы личной ответственности нет ни добра, ни зла, ни возможности проявить свои высокие моральные качества, ни шансов доказать силу своих убеждений, жертвуя собственными желаниями ради того, что считаешь правильным. Только когда мы сами несем ответственность за свои интересы и свободны принести их в жертву по собственной воле, наше решение имеет моральную ценность.
Деньги - одно из величайших орудий обретения свободы, придуманных человеком.
"Типичному немцу" не хватает индивидуалистических достоинств: терпимости и уважения к другим людям и их взглядам, независимости мышления, силы духа и той способности отстаивать свои убеждения перед вышестоящими, которую немцы, ощущающие за собой этот недостаток, называют гражданским мужеством, бережности по отношению к слабым и немощным, а главное - здорового презрения и нелюбви к власти, порождаемых лишь долгой традицией личной свободы. Кроме того, им не хватает массы мелких, но важных достоинств, так облегчающих общение между людьми в свободном обществе: доброты и чувства юмора, уважения к частной жизни соседа и веры в его добрые намерения.
При правлении однородного и доктринерского большинства демократия может оказаться не менее тиранической, чем худшая из диктатур.